www.chms.ru - вывоз мусора в Люберцах


Почему витражи поражают или древнее искусство в интерьере


Панно в интерьере - модно, роскошно и практично


Наливные полы с 3D-эффектом - современное чудо дизайна


Что такое морской стиль и как его применить для оформления дома?


Почему эклектика в интерьере так популярна?

Перейти на главную  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89

мера (диаметра, длины) и стали одной плавки, прошедших одну и ту же термическую обработку.

Назначение шайбы - служить высокопрочной прокладкой, облегчающей заворачивание гайки. Чтобы исключить появление на шайбе, царапин, задиров и других следов от гайки, твердость шайбы должна быть равной твердости болта и гайки.

Осевое усилие натяжения болта Р зависит от крутящего момента Мкр, диаметра болта d и коэффициента закручивания К. Коэффициент закручивания К при различных состояниях болтов равен:

0,16-0,22

Неровности, заусенцы и перекос к оси болта -оЛ83--

Торцовая поверхность без дополнительной > 0,170

обработки............. 0,155

0,125-0,145

Поверхность специально отторцована . . -0~Т39-

Коэффициент закручивания К зависит от следующих факторов: состояния болта и гайки, наличия смазки на них, состояния торцовых поверхностей гаек и шайб и от трения торцовой поверхности гайки по шайбе. Чем лучше качество болта, гайки или шайбы, тем ниже коэффициент закручивания. Из каждой партии термически обработанных болтов 50 болтов и гаек и 100 шайб испытываются в лаборатории с целью определения коэффициента закручивания. Обычно значение коэффициента закручивания высокопрочных болтов колеблется в пределах от 0,160,17 до 0-20-4-0,21. Среднее значение К в зависимости от качества торцовой поверхности гаек, резьбы болта и других факторов составляет 0,19. Например, при монтаже несущих конструкций покрытия Дворца культуры «Украина» (г. Киев) применялись высокопрочные болты диаметром 24 мм с осевым усилием 25,8 т. Болты и гайки изготавливались на Дружков- ском метизном заводе, термообрабатывались на киевском заводе «Большевик». При испытании болтов в лаборатории Днепропетровского филиала ЦНИИ-Проектстальконструкция средний коэффициент закручивания получился равным 0,181. По рекомендации ЦНИИПроектстальконструкции резьбу болтов и гаек перед установкой нужно предварительно смазать тонким слоем графитной смазки и прогнать гайку по болту.

Высокопрочные болты устанавливают специально обученные и имеющие удостоверение рабочие под руководством инженерно-технических работников, которые изучили особенности работы сдвигоустойчивых соединений и требования к их поставке.

К качеству изготовления конструкций с соединениями на высокопрочных болтах специальные требования не предъявляются, за исключением обработки соприкасающихся поверхностей соединяемых элементов. Рекомендуется соблюдать следующие условия при изготовлении и монтаже конструкций со сдвиго-устойчивыми соединениями:

в пределах собираемых узлов нужно обеспечить качественную правку деталей. Если пакет будет собран из плохо выправленных деталей, то часть усилия по натяжению болтов будет нерационально затрачиваться на правку деталей и в таком пакете контактных поверхностей между деталями будет меньше;

зазор между стержнем высокопрочного болта и стенкой отверстия должен быть таким же, как и для болтов нормальной точности, т. е. на 3 мм больше номинального диаметра болта. Допускаемые отклонения диаметра и овальность отверстий под высокопрочные болты составляют для отверстий диаметром до 17 мм -0-f-l мм, более 17 мм - 0--1,5 мм;

условием надежной работы сдвигоустойчивых соединений является хорошее прилегание головки и гайки высокопрочных болтов к шайбе, поэтому не разрешается, чтобы косина отверстий превышала 2 мм любой толщины пакета. Соприкасающиеся поверхности соединяемых элементов в пределах узла и соединения перед сборкой должны быть обработаны песком, металлической дробью или кислородно-ацетиленовым пламенем. Поверхности элементов должны быть Чистыми и сухими, не иметь следов ржавчины, в противном случае нельзя гарантировать предусмотренного в расчетах коэффициента трения. Запрещается



грунтовать соприкасающиеся поверхности, так как коэффициент трения грунтованных плоскостей чрезвычайно низок и не превышает 0,15-0,2. Из тех же соображений в сдвигоустойчивых соединениях не допускается применять элементы, поверхности которых оцинкованы;

плотность стяжки собранного соединения следует проверять в зоне первого стыка ряда отверстий щу.ом толщиной 0,1 мм; при этом щуп не должен проникать вглубь более чем на 20 мм.

Одной из самых трудоемких и ответственных операций является обработка соприкасающихся поверхностей соединяемых элементов, выполняемая непосредственно перед соединением узлов. Наиболее распространенными способами обработки поверхностей являются пневматический - кварцевым песком и термический - путем обжига многопламенными кислородно-ацетиленовыми горелками. Эти способы обеспечивают наиболее высокое значение коэффициента трения (для стали марки СтЗ f=0,45).

При пескоструйной обработке струя просеянного и просушенного песка направляется сжатым воздухом под давлением 0,3-0,5 МПа через специальное сопло на очищаемую поверхность и, снимая тонкий верхний слой, придает металлической поверхности равномерную шероховатость, которая обеспечивает высокий коэффициент трения. Расстояние от сопла до очищаемой поверхности принимается в зависимости от конфигурации обрабатываемого элемента и составляет 150-300 мм. Обработанная пескоструйным способом поверхность быстро ржавеет, поэтому очищенный узел необходимо собрать в кратчайший срок. К недостаткам пескоструйной очистки относится прежде всего образование большого количества пыли, вредно действующей на здоровье монтажников, а также большая трудоемкость подготовительных работ (просеивание, сушка песка и др.).

Хорошее качество соприкасаемых поверхностей обеспечивается при термической обработке. Сущность ее состоит в том, что при быстром нагреве поверхностного слоя металла окалина разрушается и отслаивается, а ржавчина обез- воживается и легко удаляется с обрабатываемой поверхности металлической щеткой или ветошью. В результате получается темная поверхность без металлического блеска.. Этот метод отличается экономичностью и высокой производительностью труда. Огневую очистку не следует применять для деталей толщиной менее 5 мм во избежание их коробления. Для экономии ацетилена перед обжигом поверхность очищают от грязи, пыли и следов краски металлическими щетками. Огневую обработку поверхностей (во всех пространственных положениях) выполняют многопламенными горелками типа ГАО-60. От перегрева в горелке случаются обратные удары («хлопки»). Для устранения этого горелку периодически отключают от ацетилена и кислорода и охлаждают 2-3 мин в ведре с водой.

Технико-экономические показатели огневой очистки поверхностей горелками ГАО-60

Скорость перемещения горелки, м/мин..... 1,15

Наклон горелки к очищаемой поверхности, град . . 45

Рабочее давление кислорода, МПа....... 0,4-0,5

То же, ацетилена, МПа........... 0,04-0,05

Фактический расход газа на 1 м, м

кислорода ............... 1

ацетилена................ 0,62

Фактические затраты времени иа очистку, чел.-ч на 1 м, в том числе:

обжиг................ 0,7

очистка стальными щетками......... 0,25

протирка ветошью............. 0,10 ,

Состав звена по очистке, чел.:

газорезчик 5-го разряда .......... 1

монтажники 2-го и 3-го разрядов . ,..... 2

Технология установки высокопрочных болтов заключается в следующем! после очистки сопрягаемых поверхностей и сборки узла согласно проекту болты



вставляют в отверстия пакета и вручную наживляют гайки. При этом одна шайба устанавливается под головку болта, вторая под гайку. Предварительное осевое натяжение рекомендуется задавать болтам с помощью пневматических гайковертов. До проектного натяжения болты дотягивают вручную специальными динамометрическими ключами различной конструкции с контролируемым крутящим моментом. На монтаже конструкций Дворца культуры «Украина» был применен динамометрический ключ конструкции Киевского авиазавода. Корпус ключа и готовлен из алюминиевого сплава. Ключ был рассчитан на максимальный момент 980 Н • м, однако из-за того, что высокопрочные болты необходимо было затянуть до момента в 1078 Н • м, потребовалось использовать приставку, увеличивающую плечо ключа и обеспечивающую создание момента закручивания до 1225 Н • м.

Отсчет по ключу, независимо от конструкции ключа и крутящего момента, необходимого для получения заданного проектом усилия натяжения болта, следует производить при повороте гайки; поворот гайки должен выполняться плавно, без рывков. Отклонения от указанного в проекте натяжения болтов не должны превышать dzlO%. Постоянные высокопрочные болты необходимо затягивать от середины к краям. Запрещается производить затяжку от одного конца соединения к другому или обоих концов к середине.

На заводе-изготовителе динамометрические ключи тарируют на специальных устройствах, данные тарировки заносят в паспорт ключа. Кроме этого, ежедневно перед началом работы на монтажной площадке полагается тарировать ключи. Обычно для этого применяют самодельные стенды с грузом, расположенным на расстоянии, равном плечу приложения усилия рабочим. При создании грузом определенного момента фиксируют показания стрелки на шкале динамометрического ключа.

При закручивании гаек динамометрическим ключом один монтажник прикладывает усилие на рычаг ключа, второй следит за показанием стрелки на шкале. Когда стрелка доходит до величины, соответствующей заданному моменту, закручивание гайки прекращается. Закрученные гайки маркируют яркой краской.

В процессе укрупнительной сборки и монтажа конструкции на высокопрочных болтах контролируются все этапы технологического процесса: качество очистки сопрягаемых поверхностей, подготовка болтов (очистка, промывка и смазка), исправность инструмента, тарирование ключей, затяжка болтов на заданное усилие, качество собранного узла. С участием представителей технического надзора после окончания закручивания гаек высокопрочных болтов проверяется усилие натяжения 25% поставленных болтов.

Проверка производится с помощью динамометрических контрольных ключей, оттарированных до начала контроля. Результаты проверки записываются в специальный журнал. Если обнаруживается, что количество недотянутых или перетянутых высокопрочных болтов превышает 10% от числа проверенных, проверяют все болты соединения. Недотянутые болты должны быть дотянуты до заданного проектного усилия, болты и гайки, на которых после затягивания появились дефекты в виде повреждения резьбы, трещин, должны быть заменены. Заменяются также болты, которые будучи затянуты с проектным моментом, при контроле поворачиваются в отверстиях вместе с гайкой. С помощью щупов проверяется наличие зазоров между деталями стыкуемого пакета. Если зазоры превышают допустимые, узел следует переделать.

Результаты операций по контролю качества технологического процесса оформляются в специальных журналах и актах на скрытые работы.

РАСЧЕТ БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Болтовые соединения расссчитываются: на растяжение по формуле



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89