www.chms.ru - вывоз мусора в Люберцах


Почему витражи поражают или древнее искусство в интерьере


Панно в интерьере - модно, роскошно и практично


Наливные полы с 3D-эффектом - современное чудо дизайна


Что такое морской стиль и как его применить для оформления дома?


Почему эклектика в интерьере так популярна?

Перейти на главную  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97





Рис. 96. Измерение времени реверберации Блок - схема (/) и запись уровней измерения времени реверберации (2) /; А - передающая радиоаппаратура: а -

генератор шума; б - терциальный (октавный) фильтр; в - усилитель мощности; г - громкоговорящее устройство; Б - радиоприемная аппаратура: а - микрофон; б - терциальный (октавный) фильтр; в - измерительный усилитель; г -самописец уровней; 2) о - измеряемый (терциальный) шум; б - ход реверберации; е - звуковые помехи

Примечание. Поскольку регистрирующая бумага рассчитана лишь на 10-децибель-ный интервал, для 60 дБ должен быть выполнен пересчет

Г-1,5х=1.8 с

Рис. 97. Геометрическое отражение а - при одном близко расположенном точечном источнике звука расхождение звуковых лучей после отражения их плоской поверхностью происходит в одной плоскости, положение мнимого источника звука зеркально по отношению к истинному; 6 - при одном находящемся на значительном удалении источнике звука звуковые лучи после отражения их плоской поверхностью остаются параллельными в одной плоскости; в - при выпуклой поверхности отражения расхождение звуковых лучей увеличивается, звук рассеивает ся; г - при вогнутой поверхности расхождение звуковых лучей после отражения уменьшается, звук концентрируется

Звуковые волны от источника возбуждения распространяются шарообразно. При этом уменьшение звуковой энергии происходит обратно .пропорционально расстоянию г от источника звука. В помещениях звуковые волны встречаются с различными препятствиями (предметы обстановки, люди и т. д.) и претерпевают изменения. Если препятствие воздействует на распространение звуковой волны, то порядок величины его поверхности соответствует порядку величины падающей звуковой волны. При этом для рассмотрения рас-прсх:транения звука могут применяться закономерности геометрической акустики, которые исходят не из волновой природы звука, а из прямолинейного распространения звуковых лучей. Важнейшим аспектом при проектировании сооружений с учетом геометрической акустики является тот факт, что звуковые лучи, падающие на ровную поверхность, отражаются по закону «угол падения равен

40 дО

20 10

А/

л

А

т 250 500 1Н 2h fjq

Рис. 98. Типичный октавно-полосный спектр речи при удалении на 1м (s - наиболее важная для разборчивости речи область)



углу отражения». Благодаря этому оказывается возможным за счет придания поверхности соответствующей формы собрать звуковые лучи, рассеять или концентрированно отразить их.

Для акустики помещений характерна область частот, которая определяется спектром частот музыкальных инструментов или человеческой речи (рис. 98). Он включает и спектр шумов источника звука. Так, например, для человеческой речи характерна область между 1000 и 4000 Гц. В музыкальных звучаниях, где область частот доходит до 15 ООО Гц, важны также оттенки звучания отдельных инструментов и голосов. Для обычных проектных задач принимается как достаточная область частот от 100 до 6300 Гц [357, 359] с длиной волн от 5 см до 3,5 м.

Для оценки акустических условий в лекториях, наряду с необходимым уровнем звука, важны также правильное распределение уровней, хорошая разборчивость речи или слышимость.

Прямой звук в помещении имеет определяющее слухо-психоло-гическое значение. Он является критерием вызываемого в слуховом аппарате человека представления о направленности звуковой волны или расположении источника звука. Оптическая связь с последним является решающим моментом в определении ясности и разборчивости исполнения (выступления) и влияет тем самым на индивидуальное восприятие громкости.

Второй составляющей диффузного звукового поля является отражение звуковых волн. Отраженные волны необходимы для поддержания постепенно понижающегося уровня прямого звука. Поскольку снижение уровня зависит от удаления источника звука, возрастание доли реверберации при увеличении объема помещения легко объясняется. При этом отраженные звуковые волны отличаются от прямого звука в трех отношениях. Вследствие более длительного пути они попадают к слушателю позднее. Эту разницу времени называют разностью времени распространения. Слушатель, воспринимающий также отражение звука из других источников, слышит отраженный звук хуже вследствие более длительного пути, частых отражений и энергетических потерь прямого звука.

При разности во времени распространения более 0,05 с человеческое ухо в состоянии отделить звуковые ощущения и различить их как отдельные шумы. Однако нежелательно усиление прямого звука отраженной волной. Поэтому в помещениях разность во времени распространения между прямым звуком и его первой отраженной волной должна быть меньше 0,05 с для предотвращения образования эха. Отсюда следует, что разность путей должна быть не больше 17 м (рис. 99).

Исходя из сказанного время реверберации Т не может увеличиваться неограниченно, так как вследствие вызываемого разностью во времени распространения эха и возможной неправильной ориентации разборчивость звуковых сигналов ухудшается. Поэтому для помещений в зависимости от источника звука должен быть установлен максимальный объем (табл. 22), а в зависимости от этого объема




Рис. 99. Эхо не образуется, если разности расстояний (а + Ь)-г или (c + d+e)-г меньше 17 м

4>


Рис. 101. Вибрирующее эхо

/ - возникновение вибрирующего эха (преимущественно в передней зоне помещения); 2 -в высоких помещениях и над отражающими полами (перекрытиями) вибрирующее эхо распространяется беспрепятственно; 3 - если полы и перекрытия выполнены как звукопоглощающие, звуковые волны теряют энергию, распространению звука создается препятствие; f - звуковые лучи вибрирующего эха; /г - главное направление распространения звука

Рис. 100. Влияние времени реверберации Т на разборчивость речи Р в зависимости от объема помещения V, мз (по Knudscn) а 707; б - 11300; в - 45200

И времени реверберации - максимальная разборчивость речи (рис. 100).

В диффузном звуковом поле между параллельными конструкциями может возникнуть вибрирующее эхо, вызываемое многократным отражением звуковых волн. Это явление является отрицательным, когда доля энергии звуковых колебаний, измеренная в диффузной энергетической части, достаточно высока. Она тем выше, чем ближе источник звука и чем больше энергия отражаемых от стен и перекрытий волн. С другой стороны, распространение звуковых волн, вызывающее вибрирующее эхо, прекращается при прохождении поглощающих поверхностей. Поэтому вибрирующее эхо, которое является нежелательным эф» фектом (рис. 101), возникает, как правило, в высоких помещениях с сильно отражающими параллельными поверхностями.

При отражении прямого звука от вогнутых ограждений происходит концентрация звуковой энергии в отдельных зонах помещения. Вследствие этого распределение уровня звука становится неравномерным, диффузность теряется.

2. Устройства, регулирующие акустику помещений. 2.1. Отражатели, Отражатели усиливают прямой звук

ТАБЛИЦА 22. МАКСИМАЛЬНЫЕ

ОБЪЕМЫ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ (БЕЗ УСИЛИТЕЛЕЙ)

Источник звука

Малоопытный оратор Опытный оратор Певец или музыкант (соло) Болыпой симфонический оркестр Сводный хор

3 000

10 000

20 ООО 50 000



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97