Главная
Статьи
Расчет зданий
Самодельные станки
Свойства бетона
Монтаж специальных сооружений
Строительная физика
Строительное проектирование
Штукатурные работы
Строительные конструкции
Строительные материалы из отходов
Дом и дача
От посетителей
|
Перейти на главную Журналы поступление тов. автостоянка прием тов. Соформл. I г «товаров. L распакояочная комплектов. рас ходи, склад [главный склад I образцы TOB.j подготовка тов. «а а Г- мастерская
вход для покупателей 1. Схема BtauAUiC&Mitit помещений и путей движения покупателей и пюварое г» •ОЬО I I- б J-U 100 . . 1J . 1.33 •-12.0 ►•V 4.0 г- 2.66 2.0-! 8а т *~ 1.4 10.0 о см ь 2.0 главный проход - 2.0- ivH 2.0- 4. riJ\nnij.oeKa упифацир\х*сш;*:о оЬогудобания. М 1:200 главный проход главный проход 60 1? 2. Укифицироваю ые прилавки и полки в иа-стоящее время - условное оборудование современных универшгоФ У. Целе10обра1нг ч расстановка унифицированного обор удавам я для различных товаров при квадратной сетсе 1олонн. /V/ I :400 10,0 Унверма1н размещают на оживленных перекрестках улиц, на 1и10шалях вблизи вокзалов, на пересечениях транспортных магистралей и т. п. Поскольку в старых деловых кварталах мало места для стоянки автомашин, универмаги нередко располагают на окраинах городов, на пересечениях автострад и маги-стралышх дорог (на.пример, торговые центры в сША). В США при универмагах предусматриваются автомобильные стоянки из расчета 1 месю на 300-400 жителей с учетом трехкратного использования каждого месга в течение дня. В качестве другого критерия для ргстета принимается othohjc-ние торговой площади магазина к п;.ощади стоя]юк J :2,5. При острой нехватке свободной территории устраивают стоянки на крышах, многоэтажные гаражи и т.п. В ФРГ нредусми гривастся \ место для стоянки автомобиля на каждые 30-50 горговой площаои или на каждые 40-60 м конторской площади. Другой спослб определения числа мест для стоянки автомобилей-суммарная полезная площадь этажей делится на 100. Пути движения пешеходов, легковых и грузовых автомобилей должны быть разделены. От стоянок к самому торговому центру, где допускается только пешеходное движение, устраивают крытые переходы. защища1ощис от сошща и дождя. Автобусные остановки и в некоторых случаях станции метро пли железной дороги связывают с торговыми центрами подъездными дорогами или переходами. В крупных универмагах пр>едусматривают аудитории и зрительные залы, рестораны и кафе, детские комнаты, отделения банков и почты, бюро пут е-шествий, кинотеатры, зеленые насаждения и т.п. Вокруг торгового центра нередко группируют специализированные магазины. Проектирование универмагов начинают с разделения земельного участка на площади, отводимые под застройку и для устройства дворов. Затем в соответствии со Строительными правилами (см. с. 271-272Х застраиваемая часть подразделяется на торговые залы, помешения служебного назначения, подсобные производственные помещения и г. и. Торговые -алы верхних этажей располагают один над др>тим, по возможности ближе к выходу. Расположение торгового зала в полуподвальном этаже предпочтительнее, чем устройство цололнмтельного BepxHcio этажа с торговым залом. На самых верхних этажах размещают склады товаров, помещения для персонала, админя-cipaiHBHbie помещения (см. с. 274). Высота первого -пажа 4.5-5 м. верхних этажей 3,75-4,5 м, ozuoro верхнего 3-4 м. Сукшарная плошадь зталсей универмага 5000 м. Глубина световых двор4>в ие должна бытъ 6ojiee их полуторной ширины. На внутренних галереях следует устраивать огнесюйкие парапеты. В перекрытиях стедует предусматривать проемы для отвода дыма, общая площадь которых должна быть 5% площади пола. Обслуживание вытяжных проемов должно производиться с первого этажа. Полезная нагрузка на перекрытия 500 кг/м. В настоящее время световые дворы, как правило, ие устраиваются. Хорошее решение интерьера дают большие двухсветные залы с боковым освещением. Глубину помещения хорошо осве-пают окна, расположенные выше стеллажей (с. 115, рнс. 7,6), иногда в сочетании со ступенчатым решением перекрытий (с. 115, рис. 5-6). Сечения колонн и расстояния между ними влияют на выбор размещения оборудования. Т1товые прилавки для обычных от-де;юв имеют размер 60 х 200 см (рис. 2). Составленные в два поперечных ряда, они образуют внутренний проход шириной 80 см, достаточный, как правило, для работы продавца (рис. 3). Ширина поперечных проходов 60 см определяет размер юрцо-вого элемента 60 х 140 см. Унифицированная высота прилавков 85 см, шкафов-150 см. Реже встречаются прилавки шириной 50-70 см, высотой 90 см, а также шкафы высотой 2-2,3 м (рис. 51. Поперечное сечение колош! 60 х 60 см и расстояния между нюш, кратные 2 м, приняты с учетом габаритов оборудования. Исходя из этого расстояния между осями колонн равны 6,6; 8,6; 10,6 м. 60 70-80 •- 60-654-6С 65-- 70 -90 -- 60 -f- 5. Иххьеречныи patpej по тажу универмага с показанием размеров npoxtdoa. опраадапших сейм в условиях эксплуатации. М I .бб/э запасной выжод торговый зал f. П1 1-го этажа с верхи.этажа витрина из подвала I. Устройство розделвнллх выходов из подвала и верхнао зтажа а одной лестничной клетке проход по л rem- 5. Дёусторомнее расположение шф-тош 7. Подсобные помещения па промежуточных тиашж торговый зал NNIMNNI i.00 S.O0 9. Розмещеш*е складов на промемсу-точных зтажах, я мбайты которых одноеременни вт/саны большепролетные конструкции перекрытий 2- Лестница аварийного ёыхма л высотных зданиях 4. Максимальное расстояние от лестниц, м 6. Расположение тфтов у зскалато- в. ,упиковые въезды в здание универ-чага р предметы обихода.-г ресторан, демоястрац. залы предметы роскоши обслуживание покупателей одежда ходовые товары товары по спец. заказам 10. условное в функциональном отношении позтажное размещение отделов универмага В универмагах и магазинах число лестниц и ширина маршей, установленные требованиями Строительных правил, определяются местоположением и габаритами входов и выходов. Для расчета принимается, что на каждые 10 м* площади торгового зала за вычетом /э площади, занимаемой оборудованием, приходится 15 чел. Общая ширина лестничных маршей, дверей и проходов принимается: , . . , I м на 120чел. . . Iм на ISO чел. ... 1 м на 200 чел. Ширина коридоров и дверей должна быть 1,5м. На каждые 100 м полезной площади требуется по 30 см ширины дверей или проходов в чистоте; при этом до.11жно быть не менее двух выходных дверей шириной 1,6 м. На каждые 50 м по длине здания при устройстве качающихся дверей требуется 1,5 м ширины дверей. На расстоянии 30 м от любой точки первого этажа должен быть по меньшей мере один выход. Тупи- при чпсле поспителей до 500 чел. . » >• » до 1000 чел. . я » свыше 1000 чел. ковые помешения, имеющие выход только в одьюм направлении, могут быть удалены от выходной двери на 15 м (рис. 4). Универмаги высотой более шести этажей должны иметь лестницы аварийного выхода, расположенные вне здания, или же проходы для аварийного выхода через лоджии и балконы. Лестницы аварийного выхода следует размешать в изолированных лестничных к.петках с лря.мым выходом на улицу. Двери в лестничных клетках, не предназначенные для целей эвакуации, должны быть расположены так, чтобы не создавались препятствия массовой эвакуации посетителей и персонала по лестнице (рис. 3). Оптимальное решение - устройство открытых проемов с воздушной завесой. Требуемая ширина маршей при прохождении по лестнице: 4000 чел.-ч-1,25 м; 6000 чел.-ч- 1,45 м; 8000 чел.-ч-2 м. При ширине лестничного марша более 2 м устраивается промежуточный поручень, делящий марш на две полосы. Несущие конструкции лестниц должны быть огнестойкими, соотношение подступенка и проступи ступеней должно быть 17/28 см. Ширина лестничных маршей при наличии одного верхнего этажа должна быть 1,5 м, при двух верхних этажах - 1,6 м, при трех верхних этажах - > 1,7 м. Устройство эскалаторов не может заменить лестниц, необходимых для эвакуации (см. с. 136 и далее). Большинсгво покупателей должно пользоваться непрерывно работающими эскалаторами. Лифты предназначены для скоростного подъема, оправданного обстоятельствами. Численность посетителей на протяжении 1ч иа 100 м торговой площади каждого этажа, принимаемая за основу для расчета пропускной способности подъемных средств, составляег 45-80 чел. Число посетителей, нуждающихся в подъеме с первого этажа, определяется произведением пропускной способности подъемтшх срсчств на площадь и число этажей. Из этого количества 80% ЦОД1 ....тается на эскалаторах, а 20".„-на лифтах. Этот результат делят на производительность выбранных подъемных средств и получ;иот необходимое число подъемников соответствующих типов. Лифты следугт группировать на хорошо видном при входе месте: в небольших универмагах-у задней стены, в крупных-в пентре здания на расстоянии $ 50 м от любой точки фронта прилавков. Кабины лифтов должны вмешать до 20 чел, но не должны при этом быть слишком малы; кабина сопровождается лифгером. Двери сатедует располагать по оси кабины. В одной группе должно быть не более шести лифтов. При размещении группы лифтов в центре здания возможна их двусторонняя установка (рис. 5) или же комбинация с эскалатором (рис. 6). Эскалаторы следует устанавливать при необходимости подъема ежечасно сколо 2000 чел. Эска.паторы должны обеспечивать последовате-шиый подъем и спуск посетителей на все этажи. При располгжении в середине здания они должны быть хорошо видны от входа. Уклон эскалаторов 30". Данные по длине, скорости и производительности см. с. 136 и 272. Экспедшшя для вывоза проданных товаров должна нри.мы-кать к служебному подъезду, по возможности вблизи автомобильной стоянки на том же этаже, где расположены гаражи, либо в здании гаража. Рестораны с ку>.нямн часто располагают на крыше с устройством обособленной связи с кладовыми в подвале. Подсобные помешения, уборные, телефонные кабины, гардеробные для персонала и умывальные размешают в промежуточных этажах высотой 2,2 м (рис. 7). Доставка товар1« должна быть изолирована от путей движения посетителей: для этого часто используют дворы и пандусы, ведущие в подвал. При недостатке места для устройства пандусов применяют автомобильные подъемники (см. с. 318) или же доставляют товары в специальное складское здание, связанное с универмагом автоматически действующим ленточным транспортером, размещенным в тоннеле или на эстакаде (с. 265, рис. 7). Во избежание неудобства разгрузки на оживленных улицах устраивают тупиковые въезды в здание универмага (рис. 8). Устройство жилых квартир для работников охраны допускается в минимальнс» необходимом количестве при условии, что из каждой квартиры имеется не менее двух путей эвакуации, один из которых отделен от торговых помещений универмага огнестойкими конструкциями. Кроме того, необходимо, чтобы к окнам квартиры мохио было подвести пожарные лестницы в случае пожара Квартиры устраиваются на одном уровне с помещениями универмага, но отделяются от них брандмауэрами. На вводе газовой сети должен бьггь предусмотрен главный запорный кран, легко доступный с улицы. Все помещения для персонала и продавце», помимо основного источника освещения, должны иметь агийное освещение с питанием от двух самостоггельных, нсэаиисимых один от другого источников. На пересечениях проходов, у лестничных клеток, выходных дверей и т.п. устанавливаются световые указатели, питаемые от аварийной сети. управление лаборат. прилавки для: рыбаков/торговцев рыбой
продажа овощей и фруктов С= прилавки для торговцев рыоои ход на галерею холод, машина холодильники овсии I «ррКТЫ -St , - тттттгтп тптп I м м склады продуктов I. Крмшый рышк < Риччиоме (И/папя). 1954 г. Архитжтеры Винм.ю к Скшкяриш.
2. Поыречкый paipa 1к рис. I) М I -.№0 У Продольный paipn. М 1:600 КРЫТЫЕ РЫНКИ Торговлю продовольственными товарами, которая раньше производилась на открытых рыночных площадях, теперь по техническим, экономическим и гигиеническим соображениям все чаще переносят в крытые рынки. Большие крытые рынки предназначены для оптовой продажи товаров розничным магазинам и торговцам вразнос. Наиболее удобное место для таких рынков-на окраинах городов, рядом с путями железных дорог, вблизи дорог, по которым подвозятся товары, иногда у водных артерий, которые подход1гг к городу, но не пересекают его. Небольшие крытые рывкя целесообразно размешать в центральной части города, так как они предназначены для розничной продажи товаров непосредстветто потребителю. В проекте крытого рынка должно быть предусмотрено размешение торговых мест, проходов для покупателей, складских помещений, холодильных и морозильных камер, помещений технического назначения. Основное-правильно разместить торговые места. Их проектируют в виде откгьггых прилавков, объединенных в «острски», мест с задними и боковыми стенкг ч<и для продажи фруктов, овош* цве гов и т. д., а также в виде крытых отсеков (по типу ларьков) для продажи молоко, мяса, ба><алейш>1Х товаров и т.п. Проезды проходы. В больших крытых рынках предусматривают проезды для грузового автомобильного и гужевого транспорта шириной 4,5-10 м; проезды для электрокаров и ручных тележек-шириной 3,5-4 м, ведущие непосредственно к к»>.дому торговому месту без пересечений. В небольших крытых рынках предусматривают только пешеходное движение, иногда один проезд для доставки товаров. Чем меньше площадь проходов и проездов, тем больше площадь торговых мест и, следовательно, тем рентабельнее сооружение. Служебные помешеиля: упраахленне рынка, помещения технического персонала, конторы оптовых фирм н фирм-импортеров и т. п., санитарная инспекция, помещения личной гигиены, общественные уборные, иногда ресторан, почтовое отделение, филиалы банков, таможенная контора и т.п. В подвале размещают складские помещения, холодильные и морозильные камеры, удобно связанные с торговыми местами лестницами, лифтами, пандусами и спускными желобами. Загрузка складских помещений и холодильных камер должна быть удобной и беспрепятственной. Кроме того, в подвале располагают котельную, машинные отделения, гаражи, велостоянку, мастерские, распределительные устройства и т.п. Желательно, чтобы пол крытого рынка находился не одном уровне с большим хозяйственным двором и крытой площадкой для ручных тележек и повозок. Необходимо обеспечить хорошую вентиляцию и освещение. Площадь оконных проемов должна составлять 25-40% площади пола. Температура в помещении крытого рынка должна быть в пределах 4-20 С. Полы должны быть шероховатыми, водонепроницаемыми, прочными, долговечными и легко очищаемыми. Поскольку помещения крытых рынков, включая торговые места и проходы, моют из шлангов, следует предусматривать достаточное число гидрантов, стоков и трапов, а также соответствующий уклон пола. Особое внимание следует уделять своевременному удалению мусора и отходов, а также борьбе с грызунами. Большепролетные покрьггия крытых рынков без промежуточных опор дают возможность сво!бодной перегруппировки торговых мест. гараж 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 [ 85 ] 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 |