www.chms.ru - вывоз мусора в Люберцах


Почему витражи поражают или древнее искусство в интерьере


Панно в интерьере - модно, роскошно и практично


Наливные полы с 3D-эффектом - современное чудо дизайна


Что такое морской стиль и как его применить для оформления дома?


Почему эклектика в интерьере так популярна?

Перейти на главную  Журналы 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210

Позднее выколотку стали применять при создании монументальной скульптуры. В 1820 - 1830 гг. по модели скульптора С. С. Пименова из меди была выколочена объемная композиция - квадрига (четверка коней, запряженных в колесницу) Аполлона для фасада бывшего Александрийского театра (в Санкт-Петербурге), а в 1863 г. аналогичная композиция по модели неизвестного скульптора (из мастерской Н.П. Витали) - для Московского Большого театра. Сохранились и другие скульптуры.

Примером крупной скульптуры, выполненной в этой же

технике, в Западной Европе может служить статуя Свободы. Она выколочена из листовой меди толщиной 2 мм. Автор этой скульптуры французский скульптор Стальной каркас для фигуры проектировал и выполнял А.Эйфель. В 1886 г. скульптура была подарена французским правительством Соединенным Штатам Америки, где ее установили на острове Либерти при входе в гавань Нью-Йорка. Фигура имеет колоссальные размеры - ее высота 46 м, а вместе с пьедесталом составляет 93 м.

Трудно найти человека, который не видел бы скульптурной группы «Рабочий и колхозница» выдающегося советского скульптора В. Мухиной, - в начальных кадрах фильмов, снятых на студни «Мосфильм», этот монумент неизменно появляется на экране. Он выколочен из листов нержавеющей и хромоникелевой стали толщиной 0,5- 1 мм, которая по своим антикоррозионным и декоративным качествам является наилучшим материалом для такого рода работ. Скульптура мастерами тогдашнего завода «Стальмост» для павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 г. (высота фигур достигает 24 м).

Технические приемы выколотки находят применение в современном производстве, особенно в экспериментальном. В настоящее время можно выделить следующие виды ди-фовки: свободная ручная выколотка, механизированная выколотка и выколотка по модели.



Техника свободной ручной выколотки. Свободная ручная выколотка - это древний прием, однако он применяется и сейчас. Задача этой техники - создать из листового металла полое объемное изделие. Она состоит из трех основных процессов, которые в различных чередованиях и комбинациях составляют основу техники (рис. 145).


Рис, 145 ательность выколотки полусферы па стойке ручным способом: а - загиб заготовки; б, в, е - гофрирование края; г, ж - посадка гофров; д - выколотка середины

Первый процесс - этщивапие заготовки, лежа-, щей на стальной ударами стального молотка,

т. е. увеличение площади за счет уменъщения толщины, которое происходит, если молотком равномерно ударять по всей поверхности заготовки. Если же наносить удары на небольшом, ограниченном участке листа, не трогая его краев, то заготовка будет не только расплющиваться - уменьшаться по толщине в том месте, по которому наносится удар, но одновременно и деформироваться, т. е. образовывать сферическую поверхность, вогнутую со стороны удара. Это происходит потому, что нетронутые ее края не дают материалу раздаваться в стороны.



238 В. М. Сафропепко

Второй процесс - сгибание листовой заготовки, когда вогнутая сторона претерпеваем тие, уклая - растяжение. Сгибание выполняют стальным или деревянным молотком на ребре наковальни. Оно может быть под углом и по радиусу, по прямой, по дуге и по сложной кривой. Это достигается благодаря тому, что в качестве опоры выбирается ребро фасонной наковальни соответствующей формы; при этом происходит не только сгибание, но и вытяжка металла.

Третий процесс - осадка металла, в результате которой увеличивается толщина (поперечное сечение) материала. Перед осадкой производится гофрировка заготовки (рис. 145, б, в, е). Осаживаются гофры стальным или деревянным молотком на наковальне. Этот процесс работы является наиболее сложным и требует соответствующих навыков. Гофры должны быть низкими и широкими - легче осаживать Высокие и узкие гофры при осадке нагоняются друг на друга, в результате чего образуются трещины и

складки. Очень важно, чтобы гофры не были завалены на одну сторону или подсечены. Губки круглогубцев для гофрировки или специальных гофрилок должны быть закалены и отполированы, иначе на поверхности металла в процессе гофрирования могут появиться повреждения.

Инструменты. При ручной выколотке применяются различные ударные и опорные инструменты.

К ударным инструментам относятся различные по форме молотки (плоские, выпуклые, изогнутые и др.), изготовленные из разных материалов. Очень широко применяются молотки, сделанные из материалов, имеющих твердость мень-niyro, чем у обрабатываемых металлов. Под ударами таких молотков металл меньше и, кроме того, на обра-

батываемой поверхности не остается следов (засечек,

царапин и т. п.), К ним относятся деревянные молотки с

плоскими или фасонными бойками из твердых пород (клена, самшита, граба, дуба и др.). На небольшом расстоянии

от бойков в корпусе делают канавки, в которые наматывают



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210